ВЫСТАВКА «ЛУНА И ШОКОЛАД». САША БЕЛЛЕ. ЖИВОПИСЬ
8 СЕНТЯБРЯ 15 ОКТЯБРЯ 2012
___________________________________________________________
В рамках выставки проходит
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
КНИГИ «КОЕ-КАКИЕ СВЕДЕНИЯ О
САШЕ БЕЛЛЕ ИЗ КОМПЕТЕНТНЫХ ИСТОЧНИКОВ»
Вниманию
читателей предлагаются оригинальные тексты известных художников города
Санкт-Петербурга:
Александра
Флоренского, Владимира Шинкарёва, Виктора Тихомирова и Александра
Герасимова.
ПРО САШУ БЕЛЛЕ
(текст Александра
Флоренского)
1. С Сашей я учился на одном курсе в
Мухинском училище, с 1977 по 1982 год, только я учился на отделении керамики, а
Саша на отделении моды, в одной группе с Витькой Тихомировым. Надо сказать, что
в те годы как ни странно я с ней не был толком знаком, и даже до сих пор не
имею никакого понятия о том, какая у нее была тогда фамилия (а ведь фамилия
была явно какая-то другая).
2. Потом Саша вышла замуж за Андрея
Белле, тоже учившегося в это время в Мухе. И стала Сашей Белле. В конце 1980-х годов
Андрей каким-то образом (сейчас за давностью лет я не очень твердо помню, каким
именно) стал директором вошедшей в ту пору в фавор группы «Митьки», кем-то
вроде менеджера. Андрей всегда был богатым молодым человеком, любил хорошие
вещи, дорогую стереоаппаратуру, иностранные автомобили и Саша, так или иначе,
разделяла его образ жизни. В те годы Саша рисовала довольно красивые, но
несколько декоративные картины в среднемитьковском духе, не очень мне
нравящиеся. Тем не менее, вскорости Саша стала участвовать практически во всех
выставках группы «Митьки».
3. Потом Андрей перестал быть директором
группы «Митьки», и Саша перестала участвовать в наших выставках. И много лет я сашиных
картин не видел. Тем не менее, с конца 1990-х на разных выставках (особенно
часто в галерее «Борей») в моем поле зрения стали появляться ее небольшие пейзажи
и довольно большие картины с женскими фигурами, которые постепенно стали мне
нравиться.
4. Со временем Саша развелась с Андреем
Белле и вышла замуж за фотографа Дениса Вышинского. Денис любит плавать по
рекам на надувной лодке, сидеть у костра и ночевать в палатке и Саша так или
иначе стала разделять этот его образ жизни, а именно тоже иногда плавать на
надувной лодке и ночевать в палатке.
5. Надо отметить, что с годами картины Саши
становятся все темнее и темнее, дойдя к сегодняшнему дню до совершеннейшей
черноты. При этом, что любопытно, ее картины с годами становятся все лучше.
Когда-то Владимир Николаевич Шагин сказал мне: «У настоящего художника
например у Тициана или Рембрандта картины с годами становятся все лучше и
лучше!». Надо сказать, что, как ни печально, Рембрандт-то с Тицианом скорее приятное
исключение, а чаще всего у большинства художников картины с годами становятся все
хуже и хуже и, к сожалению, сам Владимир Николаевич исключением не стал. А вот
Саша Белле как раз смело может встать в этом смысле в один ряд с Рембрандтом и
Тицианом уж у нее-то зависимость
качества картины от года написания абсолютно прямая чем позже картина
нарисована, тем прекраснее. Так что уж прямо не знаю, что за картины будет
рисовать Саша через несколько лет, если сейчас ее картины так хороши.
6. Кстати о черноте картин: много лет
назад Евгений Федорович Ковтун рассказал мне свою теорию, объясняющую
пристрастие хороших живописцев к темным цветам (ранние Ван-Гог и Матисс
например, да и много кто из больших колористов, лень всех перечислять). Ковтун
назвал этот феномен желание всячески притушить, запачкать цвет «цветобоязнью»,
и считал, что цветобоязнь, как правило, является признаком подлинного
живописца. Поскольку при взгляде на картины Саши Белле эта теория Ковтуна
немедленно вспоминается, считаю нелишним здесь ее упомянуть.
7. Пару лет назад я попросил Сашу Белле
нарисовать пейзаж из окна моей мастерской, то есть поучаствовать таким образом
в моем долгоиграющем проекте «Обязательный пейзаж» (кто не в курсе: я прошу
художников, которые мне нравятся, нарисовать один и тот же вид из моего окна).
Саша пришла и довольно быстро нарисовала дивной красоты вечерний пейзаж при
помощи белой и черной красок, при этом принесла с собой какую-то таинственную
химию некую собственную добавку к
разбавителю, делающую поверхность краски матовой.
8. Время от времени Саша Белле делает
выставки в галереях «Борей» и «Спас», с
которыми давно сотрудничает. Картины у Саши не просто некоммерческие, а я бы
сказал, антикоммерческие, и купить их может только подлинный знаток живописи,
каковых людей по меткому определению Володи
Шинкарева «так мало, что можно смело считать, что их нету вообще». Так что
галереи «Борей» и «Спас», устраивая время от времени выставку картин Саши
Белле, каждый раз совершают в некотором
роде героический поступок, за что им честь и хвала.
9. Саша Белле не только рисует картины,
но и пишет стихи. Причем в большом количестве. Из них она составляет сборники и
каждый год издает новую книжку (с обложкой одинакового дизайна, но разного
цвета) с собственными черно-белыми иллюстрациями.
10. Живет Саша Белле в большой старомодной
квартире в одной из комнат даже
имеются кариатиды в натуральную величину на Невском проспекте, и там же прямо и рисует,
не нуждаясь в мастерской. Окна ее квартиры выходят прямо на Невский. А все
стены завешаны черными картинами. И еще много черных картин сложены повсюду
пачками. И среди всего этого ходит черная собака по имени Рэм.
11. Позавчера, 23 июля 2012 года я зашел в
гости к Саше Белле посмотреть на новые картины. При этом я довольно сильно
расстроился, потому что картин, помеченных 2011 и 2012 годами, у Саши было
очень много, как-то заметно больше, чем нарисованных за этот же отчетный период
мною, а я-то наивно привык думать, что я много рисую.
12. Позавчера же Саша Белле попросила меня
написать небольшой текст о ней, а за это пообещала подарить мне небольшую
картину. И вот я сейчас пишу этот текст, надеясь выцыганить у Саши запомнившуюся
мне маленькую картинку, изображающую черный чернослив на черной тарелке на
черном фоне, хотя сама Саша собирается подарить мне совсем другую черную
картину, про кофе.
Александр
Флоренский
25
июля 2012 года
СПб.
___________________________________________________________
АЛЕКСАНДРА БЕЛЛЕ
(текст Владимира Шинкарева )
У
честных художественных критиков
неблагодарная, тяжелая работа, ведь чем лучше живопись, тем меньше про нее
словами расскажешь. Если про ранние картины Саши Белле можно было словами
расписывать (ну, мрачная игра, такой несчастный Пауль Клее, блеклый и
невыспавшийся, надломившийся, вдобавок очень женщина), то сейчас чего скажешь?
Очень хорошие картины. А чем хорошие картины отличаются от плохих? Да ничем,
что может быть выражено словами, они не отличаются, тут надо смотреть и
чувствовать.
При этом живопись Белле так
аристократична, что сопротивляется рассмотрению (тем более репродуцированию):
чернота непроглядная, бликует, нарисовано не поймешь что. Правда, нарисовано
что-нибудь бесхитростное: сливы, дерево, остановка автобуса. Цветок. Телебашня.
Эти простые бедные предметы неимоверно многозначительны, как, впрочем, и
чернота картин: ведь черный цвет, все заливший это сумма всех цветов,
потенциальная развертка в любой цвет. (Иногда эта чернота ослабевает,
вспыхивает яркий, открытый, какой-нибудь красный цвет это, как и в моей
живописи, знак опасности, боли и тревоги. Агрессия, воспаление, удаление от
царственной черноты.)
Не так просто залить небольшой
холст черной краской так, чтобы сделать это своим пространством, убедительным
отражением мира. Сложно, чтобы живопись при этом неуклонно улучшалась, ведь у
многих замечательных художников она скорее ухудшается, будто растрачивается с
каждой картиной. А чтобы каждая новая картина делала художника сильнее так
полагалось у великих мастеров старых времен, как-то не современно… Сейчас
ценятся молодые художники, с драйвом.
Саша вообще не современная, она в
знак сопротивления современности хотела назвать эту выставку «Не проект».
Интересно, назовет ли?
Владимир Шинкарев
16.08.
2012
___________________________________________________________
«ЧЕРНЫЙ ПЕРИОД» САШИ
БЕЛЛЕ
(текст Виктора Тихомирова)
Художники не всегда озабочены вопросом «В чем смысл жизни?»
и все реже вопросом « В чем смысл живописи?». Саша Белле так неистово
докапывалась до ответа на этот вопрос, что докопалась до глубин, где нет ничего
кроме тьмы. Далее следует тьма кромешная, из которой возврата нет, но можно
начать пятиться. Тогда из черноты проступают слабо различимые силуэты
несущественных предметов. То есть можно начинать изучать живопись с другого,
обратного конца. В этом, кажется, и состоит творческий метод Саши. Слабая различимость
этих несущественных предметов, не сковывает ни авторскую, ни зрительскую
фантазию, и художественный образ рождается легко, тем более что художница
наделена и литературным, и поэтическим даром, так что всегда может помочь
зрителю названием картины или прямо грубо-остроумной надписью поверх красочной
поверхности.
Можно сострить, что она
развивает и продолжает «квадрат Малевича», который и есть «тьма кромешная». Я
бы сказал, что она из него «плавно выгребает». Стоит учесть, что обыкновенный
путь изучения живописи через упражнения на белых поверхностях Саша прошла,
начиная с Мухинского училища и после, работая по-своему, но вполне традиционно.
Дальше всегда художник или развивается вширь, или ступает на рискованный,
возможно, самоубийственный (особенно для женщин) путь познания, дающийся ценой исступленного
напряжения и подчас саморазрушения. Истины же открывается самый маленький краешек.
Тут без лукавства не выжить, и зритель вряд ли похвалит.
Пусть хоть я
похвалю, за отвагу.
В. Тихомиров
Санкт-Петербург, 2012 г.
____________________________________________________________
ЖИВОПИСЬ САШИ БЕЛЛЕ КАК ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ
(текст Александра Герасимова)
Difficile est proprie communia dicere
Много ли толку и проку рассуждать о достоинствах и изъянах таких вещей, как течение ручья или цветение настурции или дуновение ветра. Эти штуки, что называется, за гранью добра и зла. Их естественность безусловна и привычна, их появление и исчезновение почти незаметно. Не станем же мы без конца удивляться смене сезонов или восходам и заходам солнца.
Живопись Саши Белле феномен схожего порядка. Она настолько непосредственна и органична, что несведущему человеку и невдомек, что перед ним роскошные в своей строгой простоте полотна удивительной петербуржской художницы. «Так себе, скажет досужий обыватель, мазня. И я сумею эдак-то». Распространенная ошибка, примерявшаяся и на Пикассо, и на Матисса, и на Гогена на тех художников, что познав окружавший их мир в его сложности, постигли его гениальную незамысловатость.
Между тем, всё не так уж и просто, как покажется на первый взгляд. Перед нами вовсе не открытые, элементаризированные до предела поверхности, подобные белым, рассеченным острым лезвием холстам Лючио Фонтана (Lucio Fontana). И не многозначительные в своей монументальной бесхитростности, закрашенные в два-три цвета полотна Марка Ротко (Mark Rothko). Даже в самых казалось бы проходных Сашиных картинах скрыт потаённый поэтический смысл.
В бесконечном ряду небольших работ художницы зашифрованы куски ее стихотворных текстов. Эти простые «…остановка автобуса… розовый мостик… водяная лилия… лес… ландыши и два стакана…», сказанные поэтом нехитрые слова сливаются в строки ее стихов. Когда-то я знал многие ее стихи наизусть. Но, увы время безжалостно. Память моя подобна старому немецкому дуршлагу. Помнится только что-то вроде: «… А мне бы в кармашек букетик ромашек…». Как ни странно, но именно эта строчка плотно засела в моей голове и точно ассоциируется с Сашиными картинами. Эдакая игра в простоту… Или игра с простотой… Или простота игры… Вот вечно так стоит только попытаться рассказать о чем-нибудь простом, сразу возникают непреодолимые сложности. Мой вам совет, друзья. Не читайте этого текста. Так же, как и других текстов специально обученных людей, искусствоведов, пытающихся под «умным» соусом подавать простые вещи. Просто идите и смотрите превосходные полотна гениальной русской художницы Саши Белле. И читайте ее стихи. Уверяю вас не пожалеете.
Александр Герасимов
Санкт-Петербург, 2012 г.
|