СЕРГЕЙ СКВОРЦОВ. СВЕТОГРАФИЯ БАРОККО
Сергей Скворцов (1949 2000) режиссер и оператор Ленинградской студии документальных фильмов. Его работы оказали значительное влияние на кинодокументалистов 1980-х 90-х годов. Скворцов обладал особым, неповторимым даром фотографа. Его фотографии, сделанные по большей части в первой половине 80-х годов, точно отражают это время, но не в социальных деталях и даже не в подробностях быта, а в особом умонастроении.
… фотография она светография непосредственно светом. Непосредственно в сущность, непосредственно в явление, непосредственно в человека…
Из интервью с Сергеем Скворцовым
***
Сергей Скворцов жил созвучно своему времени, времени 80-х, остро и глубоко его чувствуя. Он отлично понимал своеобразие и трагичность позднесоветской эпохи. Рассуждая об искусстве своего поколения, он говорил:
Наше искусство было искусством барокко, почти по классической схеме. Барокко возникает в период распада. За высшим пиком, напряжением жизни, происходит безумное напряжение искусства. Так, в архитектуре вдруг возникали все эти фальшивые стены, зеркала, масса ничего не значащих подробностей, деталей и всё лишь для создания напряжения. В конечном счёте, это выражает лишь безверие, характерное для периода распада. Сейчас я думаю, что наш внутренний подъём отражал кризис той веры, надежды, любви, которой жили наши учителя (из поколения шестидесятников). Мы отрицали предыдущее поколение, но в то же время были вторичны по отношению к нему. В лучшем смысле вторичны как ученики. Наше искусство не предшествовало чему-то, что появилось позже, не было подъемом к чему-то другому, а было именно последним проявлением того, прежнего искусства, кризисом и финалом. Как последний луч перед закатом, самый яркий, может быть, но последний. Как удар колокола: сначала громко, потом долго стихает след удара…
Прошло 40 лет, мы опять наблюдаем «своеобразие и трагичность» уже нашей эпохи, «безверие, характерное для периода распада».
И удар колокола…
Искусство это мучительная попытка прорваться, причём, орудие только одно сам ты, к изначальному. Называй это истиной, называй это банальностью. То есть открыть открытое, но ценой собственной жизни.
КУРАТОРЫ ПРОЕКТА:
Елена Ватрушина, Сергей Ватрушин, Сергей Ландо |