FIAC
2011
: неоспоримый успех в Париже.
В Париже в Гран-Пале
с 20 по 23 октября прошла ежегодная выставка-продажа
FIAC 2011.
Галерея «Сова-Арт» лично ознакомилась с экспозицией и с последними мировыми
тенденциями. А специально для тех, кто
очень хотел присутствовать на этом значимом событии в мире искусства, но, к
сожалению, не смог, мы подготовили развёрнутый репортаж с отличным
фотоматериалом. Так что переживать не стоит! С нами вы сможете совершить
экскурсию по лучшим стендам яркого
осеннего арт-мероприятия и стать очевидцами неоспоримого успеха
FIAC’
a 2011. Вы непременно оцените
гармоничное соседство современного и актуального искусства, идеальное сочетание
самых разнообразных форм выражения, удивительное взаимодействие работ музейного
уровня и экспериментальных проектов. По мнению многих экспертов
FIAC
перешёл на новый уровень, а итоги
ярмарки превзошли все ожидания по количеству проданных работ и скорости
реализации сделок.
Удалось ли наконец
Fiac победить своего лондонского соперника
Frieze? Этот вопрос не давал покоя уже с
самого первого дня ярмарки современного искусства в Париже.
Frieze закончился, а продавцы всё гнули свою линию и неизменно продолжали
опровергать мнение о сложной экономической обстановке, предлагая работы по
ценам, превышающим прошлогодние. Результатом их стараний стал разрушенный миф о
том, что
Fiac это
ярмарка, где продажи осуществляются до миллиона. Но, конечно, постарались не
только продавцы, но и Жан Дюбюффэ (около
1.000.000 Евро), Александр
Кальдер (1.300.000 Евро),
Аниш Капур (1.400.000 Евро),
Хоан Миро (1.500.000 Евро), Эрнст
Людвиг Кирхнер (3.840.747 Евро)
и Жан-Мишель Баския (5.000.000 Евро).
В первые же часы после открытия началась охота на объекты
современного искусства; продавцы были явно удивлены. Арт-специалисты и
владельцы галерей, впрочем, наверное, как и сами коллекционеры, не рассчитывали
на подобный ажиотаж. Однако, по заявлению основателя знаменитой
The
Pace
Gallery Арне Глимчера,
«атмосфера больше напоминала
Art
Basel,
чем
Fiac. Продажи
начались у нас сразу же после открытия, это было потрясающе. Я не ожидал такого
стремительного спроса, особенно в подобной экономической ситуации. Но я думаю,
что мы привезли хороших художников». И действительно! Количество интересных и
действительно высококлассных работ приятно удивило.
В этом году у
Fiac’а осталась одна площадка вместо двух, как было в предыдущие
годы. В знаменитом каре Лувра, где ранее под тентом располагались молодые галереи во время ярмарки, сейчас
ведутся реставрационные работы. Поэтому администрации Гран Пале пришлось в ускоренном
режиме подготавливать дополнительные экспо-площади, размер которых оказался на
1000 м² меньше, чем на предыдущей площадке. И всё равно под великолепным
стеклянным куполом удалось поместить 168 участников, что на 26 меньше, чем в
прошлом году. В связи с изменениями организации пространства, конкуренция при
отборе была жесточайшая, по заявлению художественного директора
Fiac Дженнифер Флэй. Размер
стендов уменьшился, а цена за квадратный метр увеличилась с 385 Евро до 465 Евро. Учитывая
испытанные неудобства, Министерство культуры пообещало к следующей ярмарке
открыть Парадную гостиную, что добавит 1200м² выставочного пространства.
Под центральным сводом на площади 13500 м², казалось,
расположись все сильные мира сего. В центре лондонская
White
Cube
и
многонациональная
Gagosian
Gallery,
The
Pace
Gallery, которая вернулась на
Fiac после почти
30-летнего отсутствия, соседствовала с парижскими галереями 19002000 и
Daniel
Templon. Последняя
заинтриговала посетителей марионеткой из натуральных, крашеных в красный цвет
губок, держащей подобие шара из жемчуга, и кинутым к её ногам золотым кольцом размером
с автомобильную шину.
Georges-Philippe &
Nathalie Vallois покорили всех посетителей своим чучелом осла, сидящим на
огромной куче книг работы Пилара Албаррасина (
Pilar
Albarrací
n)
и предлагаемым за 60.000 Евро. Некоторые не могли удержаться и пролистывали книги с
экспоната, желая тем самым, видимо, приобщиться к процессу самообразования. Традиционных
фаворитов и на этот раз ждал успех. В
White
Cube
продали витрину Дэмиэна Хёрста (
Damien
Hirst) с рыбами
Where
Will
it
End
? (1993) за $2,8 млн. А у Гагосяна двойной шкафчик с лекарствами
оказался более доступным по цене $1,75 млн. Там же был представлен «Мушкетёр»
Пикассо за $68 млн.
Почти идентичные работы Аниша Капура фигурировали в разных
цветах в четырёх галереях. Казалось, что продавцы договорились при выборе цвета.
Так, в
Kamel
Mennour бордового Капура предлагали за 550.000
фунтов стерлингов, а зелёного в
Continua за 650.000 Евро. Однако ни та, ни другая работа не нашла своего
хозяина.
Стэнд Эммануэля Перротэна
Galerie Perrotin пестрел красными точками с самого открытия; причиной этого,
несомненно, было изобилие достойных экспонатов. Огромная новая работа на
четырёх панно Такаши Мураками (
Takashi
Murakami) была продана ещё
до открытия примерно за 23 млн. евро одному европейскому музею, который предпочёл
остаться неизвестным. В центре стенда возвышалась объёмная пятиметровая
брюссельская башня, вырезанная лазером из нержавеющей стали работы Вима Делвуа
(
Wim
Delvoye), правда продать удалось лишь уменьшенную
копию. Также интерес вызвала их восемнадцатиметровая «сестра», не
представленная на
Fiac
по понятным причинам.
Стенд напротив
привлёк своими менее масштабными, но крайне необычными скульптурами.
Hauser&
Wirth
привезли скульптуру свитера, огромные бусы, женскую фигурку со ступнёй
во рту и керамическую собаку, испражняющуюся в шланг.
Даже по этим
нескольким примерам видно, что течение
contemporary
art
было представлено широко и в
полном своём изобилии. А что же
modern
art? Удалось ли ему
составить достойную компанию великим именам актуального искусства?
Ответ мы нашли на
стенде парижской галереи
Applicat
Prazan, занявшей позицию
рядом с
Natalie
Seroussi. Великолепный подбор авторов, судите сами:
основоположник Ар брют Жан Дюбюффе (
Jean
Dubuffet), «магический
реалист» Серж Шаршун (
Serge
Charchoune), представитель
Парижской школы Серж Поляков (
Serge
Poliakoff), также был
широко представлен абстрактный
экспрессионизм (
action
painting) работами Ганса
Гартунга (
Hans
Hartung),
Николя Де Сталя (Nicolas de Staël) и
«творца цвето-света» Андрэ Ланского (
André
Lanskoy).
Нельзя не упомянуть
и про дизайн стендов. Некоторые галереи воссоздавали планировку своих
помещений, некоторые выстраивали причудливые лабиринты, кто-то предпочёл
открытое пространство, подобранная со вкусом мебель и живые цветы на столах
представителей галерей несомненно оживляли и без того живую обстановку. В
процессе осмотра экспозиции посетителям встретились два стенда, приковывающих
внимание, прежде всего, своим оформлением. Деревянный домик-избушка Марка Диона
(
Mark
Dion) с головой оленя над входом, занимающий
основную часть пространства у парижской
галеристки Фабьен Леклерк (
Fabienne
Leclerc). Работа под названием
The
Dark
Museum
представляла собой деревянный дом, в котором были организованы витрины с
экспонатами. Его собрали непосредственно в Гран Пале и назначили цену в 330.000 Евро, однако коллекционеры предпочли ограничиться любопытством. Тем не менее,
владелица галереи не кажется расстроенной: «Мы галерея, и наша роль
рисковать».
Швейцарская галерея
GMURZYNSKA, напротив, предпочла изысканный дизайн Карла Лагерфельда,
который предложил отделать просторный стенд светло-серыми, будто покрытыми
инеем, досками. Этот необычный и стильный
дизайнерский ход стал отличной декорацией для эклектичной и богатой на имена
экспозиции Павел Филонов, Казимир Малевич, Пабло Пикассо (
Pablo
Picasso), Ив Кляйн
(
Yves
Klein), Жан-Мишель Баския (Jean-Michel
Basquiat), Хоан Миро (Joan Miró), граффитист Бэнкси (
Banksy) и др.
Галерее
Van
de
Weghe удалось создать прекрасную сбалансированную
экспозицию музейного уровня. Помимо прочего они представили две работы
Жана-Мишеля Баския (
Jean
Michel
Basquiat) 1981 и 1986гг. рядом с Роем Лихтенштейном
(
Roy
Lichtenstein) 1973г., Александром Кальдером (Alexander Calder) и политически направленной
работой Ричарда Принса (
Richard
Prince) 1990г.
На втором этаже, открытом специально для
Fiac’а, нашлось место и молодым
законодателям моды
Maccarone
из Нью-Йорка,
Mark
Foxx из Лос-Анджелеса и
Vermelho
из Сан-Паулу, которые
участвовали в парижской ярмарке впервые. Также представляли свои работы 10
галерей из сектора
Lafayette
и 4, номинированные
на премию Марселя Дюшана. Несмотря на то, что мы увидели много галерей с других
континентов,
Fiac
остаётся более национально и европейски направленной, нежели
её интернациональные коллеги: 33% галерей из Франции и 77% из Европы.
Fiac
активно расширяет горизонты своей деятельности в том числе
и за пределами Гран Пале -, насыщает программу перформансами, скульптурами на
открытом пространстве, видео-артом и фильмами. Таким образом, галереи, не
присутствующие на главной площадке, получают возможность самовыразиться в
рамках международного мероприятия.
Сад Тюильри, к примеру, в этом году отмечает пятилетний юбилей
участия в ярмарке. Здесь в парке, перепланированном при Людовике
XIV, органично вписалось
множество скульптур современных художников. «Сумма гипотез» Вэнсана Може (
Vincent
Mauger) в виде взорванной
звезды из дерева и металла, эстимейтом в 35.000 Евро, с комфортом расположилась на
лужайке на фоне южного крыла Лувра. Идею своеобразного «взрыва» поддержал и
вьетнамец Дан Во (
Danh
Vo),
раскидавший по саду в куски воспроизведённой в точности статуи свободы. Рено
Огюст-Дормёй (
Renaud
Auguste
Dormeuil) во время своего
перформанса расставил на земле 750 свечей, отражавших конфигурацию небесных тел
через 100 лет, а Навид Нуур (
Navid
Nuur)
бросил у одного из прудов огромную бетонную комету, которая не оставляла
равнодушными любопытных фотографов, туристов и парижан.
Итак, соперничество между лондонской и парижской
арт-ярмаркой было на лицо. Несомненно, в этом году
Fiac сильно выиграл благодаря появлению
на ярмарке лондонских и нью-йоркских звёзд арт-рынка. Как сказал Арне Глимчер:
«
Fiac
стоит
на уровень выше, чем
Frieze.
Возможно, я не должен этого говорить, но это так.
Frieze должен напрячься и стать более
избирательным».
Елена
Макарова